"Труд" публикует рейтинг самых востребованных вакансий во время
кризиса.
Ряд специалистов не только ничего не потеряли в кризис, но и улучшили свои
позиции на рынке труда. В первую очередь это те, кто обеспечивает компании
прибылью и считает ее.
Менеджер по продажам
Первое место в рейтинге востребованности профессий занимает менеджер по
продажам. Сейчас, по данным кадрового агентства "Юнити", эта позиция
составляет 22% от всех запросов работодателей. Эти специалисты были популярны и
до кризиса: тогда они тоже занимали первое место, правда, с меньшей долей -
13%.
Из-за кризиса многие компании теряют заказы. "Хороший менеджер по
продажам - это даже не профессия, это тип людей, которых выгоняют в дверь, а они
проходят в окно, - комментирует Жанна. - Такие специалисты приносят
непосредственную прибыль".
Отсюда - рост спроса на "продажников" почти в два раза. Их
популярность обычно растет обратно пропорционально снижению покупательского
спроса: чем меньше людей готовы покупать продукцию, тем более востребованы
менеджеры по продажам. "Индустрии, которые продолжают набирать людей, в
том числе и менеджеров по продажам, - это FMCG (продукты питания),
фармацевтические компании, B2B и нефтегазовый сектор", - рассказывает
Кристиан Леполяр, партнер рекрутинговой компании Antal Russia.
Соответственно, требуются и руководители отдела продаж. Эти специалисты
занимают седьмое место в списке востребованных специалистов, доля запросов на
них составляет 7%.
Бухгалтер
На второй позиции расположился бухгалтер, а тремя позициями ниже - главный
бухгалтер. Как и раньше, доля этих позиций среди остальных заказов от
работодателей - 12% и 5% соответственно. Такая стабильность объясняется просто.
"Без бухгалтера ни одна даже самая маленькая фирма не справится", -
рассказывает Анна Михайлова, руководитель группы подбора персонала кадрового
центра "Юнити".
Это подкреплено даже законодательно, ведь любое юридическое лицо обязано
иметь в своем штате две должности: бухгалтера и генерального директора. Кроме
того, востребованность бухгалтеров подкреплял их дефицит. "Простого
бухгалтера всегда легко было переманить на более интересную должность, особенно
если его деятельность была связана с финансами или он подчинялся финансовому
директору, а не главбуху", - рассказывает Ирина Калкина, ведущий
консультант рекрутинговой компании Antal Russia.
Сейчас на рынке есть спрос на главбухов, которым можно было бы поручить
ответственный проект: выделение бизнеса, руководство новой объединенной
бухгалтерии (с подчинением до 60 человек) и т. д.
Секретарь
"Бронзу" получает позиция секретаря, которая была востребована и
раньше, как и две предыдущие, - ее доля составляла 8%. Сейчас она выросла до
11%. Среди этих специалистов всегда наблюдалась повышенная текучесть в связи с
низкими требованиями к кандидатам и плохими карьерными перспективами. В период
кризиса нагрузка на секретарей возросла, многие перестали справляться со своими
обязанностями, что увеличило текучесть еще больше.
Есть и еще одно объяснение. Ресепшен и секретарь как лицо фирмы являются
отражением положения и статуса компании. "Сохранение благоприятного имиджа
компании будет являться столь же важной задачей для успешной работы в условиях
кризиса, как и разработка эффективной системы управления. Поэтому опытные и
грамотные секретари будут цениться на рынке труда на протяжении этого нелегкого
периода", - уверен Виталий Скоробогач, специалист по поиску и подбору
персонала холдинга "Империя кадров".
Остальные
Рядом с "пьедесталом почета" находятся юристы, которые раньше в
десятку не входили. Дело в том, что в связи с кризисом обострились многие
юридические проблемы. "На первое место по популярности среди юристов вышла
специализация по разрешению споров, трудовому законодательству и
банкротству", - рассказывает об изменении структуры спроса на юристов
Татьяна Грачева, менеджер юридического департамента рекрутинговой компании
Antal Russia.
Среди остальных представителей десятки стоит выделить медицинских
представителей. Во-первых, в связи со стрессовыми условиями в стране в целом
растет спрос на медицинские услуги, а значит, и на специалистов, их
продвигающих. Во-вторых, это редкие специалисты. Они должны иметь медицинское
образование, знать английский язык (этому, кстати, не обучают в
медуниверситетах) и уметь работать в продажах.
Источник: Труд /11.02.2009
|